Затруднения с поставками из Китая: Коллапс на границе Казахстана

В сентябре на границе между Казахстаном и Россией возникли многокилометровые пробки из грузовых автомобилей, что привело к почти полной остановке движения на некоторых пунктах пропуска. Данная ситуация подтверждается местными СМИ и официальными источниками, которые сообщают о задержках, начавшихся 19-22 сентября. В качестве причин называются усиление контроля и общая перегруженность пограничных пунктов.
В результате этих проблем грузоперевозчики переориентируются на маршруты через Дальний Восток, используя Приморский край. На пограничном переходе Суйфэньхэ – Гродеково, расположенном в районе Уссурийска, в первом квартале 2025 года проходило в среднем около 300 грузовиков в день, и этот маршрут остается функционирующим.
С 1 октября 2025 года в Китае вводятся новые требования к налоговому и бухгалтерскому учету экспортеров (Объявление Государственной налоговой службы КНР № 17). Эти меры направлены на усиление связи между экспортными декларациями и реальными участниками сделок, а также на пресечение практик оформления грузов без необходимых документов или с использованием чужих документов.
Что означают новые китайские правила, вступающие в силу с 1 октября? Государственная налоговая служба КНР (STA) 7 июля 2025 года опубликовала Объявление № 17, которое вносит изменения в форму квартального/месячного авансового расчета по налогу на прибыль. В новой форме предусмотрены отдельные строки для экспортной выручки: «самостоятельный экспорт», «экспорт по поручению» и «агентское вознаграждение". Это позволит налоговым органам сопоставлять данные с таможней и выявлять истинного владельца груза.
Как это повлияет на "серый" импорт: логисты и налоговые консультанты предупреждают, что использование чужих экспортных документов (когда товар вывозится не от имени фактического производителя/продавца) становится крайне рискованным, так как агент обязан раскрывать информацию о фактическом отправителе и суммах сделки. В противном случае налог будет начислен на агента, как если бы это была его собственная продажа. Как следствие, грузы без полного комплекта документов и официального оформления рискуют быть задержанными в Китае или повлекут за собой значительные доплаты и штрафы.
Перегруженность границы между Казахстаном и Россией, с очередями и заторами на нескольких пунктах пропуска, подтверждается местными СМИ. Российская сторона отмечает, что некоторые водители намеренно задерживаются перед КПП, ожидая "окна", что усугубляет ситуацию. В Казахстане расширяется система электронной очереди, что должно улучшить ситуацию к 2026 году. Строительство новых мощностей на границе КНР и Казахстана также должно помочь разгрузить перегруженные пункты пропуска, но эффект будет заметен не ранее 2026 года.
Судя по-всему схема «ввоз товаров без документов и последующее приобретение документов серым образом уже на территории РФ» себя изжила…и нас ждет её полная ликвидация!
